ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

РЕДКАЯ КНИГА

Редкая книга (книжный раритет) — это определение всегда относится к достоверно известным малым количествам (1-10 экземпляров) данной книги. Такую книгу практически невозможно найти в общественных местах продажи книг.
Понятие «редкая книга» не является «одномерным» понятием, то есть все книги, которые, с точки зрения библиофила, можно отнести к редкостям, нельзя выстроить в одну линию по степени редкости, где на правой ее части будут более редкие, а на левом — менее редкие.
Существуют два класса характеристики понятия «редкая книга»:
1. Класс общих признаков, то есть признаков издания (класс «К»).
2. Класс индивидуальных (уникальных) признаков (класс «И»). Редкой книги всегда присущи эти классы (класс «К» и класс «И»).

Класс «К»:
1. Культурная значимость — признак присутствует у книг-памятников. Для русских книг, это, прежде всего славянские первопечатные издания (XV-XVI вв.), все издания Петровского Времени (первые книги гражданской печати), затем книги-вехи, как, например, «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н.И. Новикова 1772 года.
2. Фактическая редкость — признак малого количества существующих экземпляров данной книги. А.Книги старинные; для русских книг гражданской печати — это все книги, изданные в XVIII веке и частью в XIX веке. Б.Книги, о которых есть документальные данные об уничтожении большей части тиража издания вследствие правительственных постановлений, стихийных бедствий, прихоти автора. В.Книги, напечатанные в малом числе экземпляров (уцелели несколько пробных экземпляров, а также книги, отпечатанные в небольшом количестве).
3. Функциональность — сохранение «потребительского» значения книги (способность служения первоначальной цели — научной, эстетической, справочной).
4. Эстетичность — характеристика издательского оформления, дающая книге статус произведения книжного искусства. Книжные шедевры созданые с помощью чудесного сочетания великолепного шрифта, бумаги, графических средств, переплета.
5. Графическая значимость — самостоятельная особенность иллюстрированных изданий — наличие в книге гравюр и литографий. В этом случае редкость книги увеличивается.
6. Коллекционное значение — книга находится в частных или государственных коллекциях.

Класс «И»:
1. Сохранность – признак, по которому указывают степень сохранности («девственности») относительно идеального экземпляра идеальной сохранности.
2. Особенности экземпляра — наличие автографов известных лиц, примечательных владельческих знаков, наличие иллюстраций, раскрашенных вручную.
3. Характеристика переплета – это переплеты книг (художественный переплет изготовлен из марокканского сафьяна), сделанные мастерами (французская школа) переплетного искусства.

Лукин О.А.

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕК НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Первой из известных библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг данной библиотеки сохранилась и до наших дней. Ефросинья Полоцкая организовала переписку книг в середине ХІІ века в Спасском монастыре. При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. В XI-XII веках библиотеки существовали уже в Турово-Пинском (небольшая библиотека при Преображенской церкви в Турове, в которой хранилось Туровское евангелие XI), Минском и Гродненском княжествах. В последующем незначительные библиотеки были созданы в Минском Кафедральном соборе, в Благовещенской церкви в Витебске и Борисоглебской церкви в Гродно.
В XIV-XVI веках книжная письменность Беларуси характеризовалась высоким уровнем развития. В этот период на территории Беларуси создавались главным образом, монастырские библиотеки. Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого, Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Основу фонда составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Основным источником пополнения фондов монастырских библиотек была переписка рукописных книг, нередко заимствованных из других монастырей. Незначительная часть книг поступала в монастырские библиотеки из пожертвований духовных лиц, феодалов и мещан. До 80-х годов XVI века самой значимой оставалась библиотека Полоцкого Софийского собора. О судьбе данной библиотеке долгое время ничего не было известно. И только в 1967 году в Варшаве был опубликован инвентарь рукописей, хранившихся в Варшавской Национальной библиотеке. Среди 18-ти написанных кириллицей рукописей обнаружены свитки, принадлежавшие ранее библиотеке Полоцкого Софийского собора.
В конце XVIII века с ростом количества народных училищ увеличивалось и количество библиотек. Библиотеки народных училищ стали важными центрами распространения и пропаганды прогрессивных идей русских и зарубежных мыслителей. В 90-х годах XVIII века в библиотеке Полоцкого народного училища насчитывалось 425 названий книг. Более 80% их составляли произведения русской и западноевропейской литератур, а также работы по естествознанию. В связи с возросшей потребностью общества в художественной и научной литературе в губернских городах Беларуси при губернских правлениях открывались частные типографии и книжные лавки.
В начале XIX века в соответствии с реформой в области просвещения было создано министерство народного просвещения. Учебным административным и культурным центром округа, в который входила территория современной Беларуси, стал Виленский университет. За три десятилетия библиотека университета превратилась в одну из крупнейших в Виленском учебном округе. За период 1803 года по 1832 год фонд библиотеки увеличился в пять раз и достиг 60 тысяч экземпляров. Важным событием в истории библиотечного дела стало возникновение в 30-х годах XIX века губернских публичных библиотек. В это время в двух из четырех губернских городов открылись публичные библиотеки – в Могилеве и Гродно. В 1840 году в Могилевской губернии была организована Горецкая земледельческая школа, при которой начала действовать первая сельскохозяйственная библиотека Беларуси с книжным фондом в 165 экземпляров. К 1850 году библиотека насчитывала уже 4095 экземпляров произведений научной, учебной и художественной литературы. В 70-е годы XIX века в Беларуси стало больше открываться коммерческих библиотек и кабинетов для чтения. Владельцы этих библиотек и кабинетов должны были строго соблюдать правила книжной торговли, поэтому социальная их роль была сильно ограничена.
В начале ХХ века важную роль в обществе выполняли – товарищества. В 1928 году на территории Западной Беларуси существовало 130 библиотек-читален. Их работе способствовали Гродненское и Барановическое образовательные товарищества. При правлениях товариществ открывались центральные библиотеки, которые проводили работу в народных домах, содержащих библиотеки-читальни. Значительным событием в жизни библиотек становится IV Всебелорусский съезд работников изб-читален (1927 год), который был действительно первым съездом не только в Беларуси, но и в СССР. Он решает вопросы углубленной работы с активом читателей в деревне. В это время появляется методическая литература по деятельности абонемента, читального зала, передвижек по подбору книг при неопределенном и тематическом запросе, по особенностям бесед при выдаче книг и рекомендациях о прочитанном. В 1935 году бюро ЦКППБ (положение библиотечного дела в системе Наркомпросвета БССР) констатировало, что библиотечная деятельность в БССР приобрела широкий размах и выросла на 22%. Первые послевоенные годы прошли под знаком поиска и возвращения в библиотечные фонды книг, разграбленных и вывезенных фашистами с территории Беларуси, а также сбора книг среди населения с целью пополнения библиотечных фондов. В 50-е годы ставится вопрос о повсеместном управлении чтением крестьян, рабочих и служащих. В целях широкой пропаганды книг и управления чтением библиотеки стали регулярно проводить читательские конференции. При библиотеках организуются группы читателей, которые организуют чтение новых книг вслух в бригадах, на животноводческих фермах. В 60-е годы библиотеки стали реально переходить на открытый доступ к фондам. В это время широко проводится массовая и индивидуальная работа с читателями, пропаганда общественно-политической, научно-технической, сельскохозяйственной литературы, справочно-библиографическая работа, управление чтением. Библиотеки обращают внимание на массовое обслуживание определенных групп читателей: рабочих, учителей, работников советов народных депутатов. 70-е годы прошли под знаком централизации массовых библиотек: пересматривается сеть библиотечного обслуживания, использование единого централизованного фонда, обслуживание в центральных библиотеках и филиалах. Унифицируются формы обслуживания. Методические центры одновременно выпускают сборники, посвященные массовой работе в условиях централизованных библиотечных систем. В 80-е годы вносятся изменения в систему библиотечного дела. Появились новые термины: пользователь, библиотечная услуга, библиотечная среда, система библиотечного обслуживания. По поводу терминов высказывались различные предложения, однако новая терминология осваивается практиками и находит широкое использование. В 90-е годы появляется понятие «культурная деятельность библиотеки». Разрабатывается концепция публичной библиотеки как центра досуга. Начала развиваться библиотечная педагогика. Библиотеки обращают внимание на взаимодействие с пользователями, учитывают его индивидуальные особенности. Идет разработка библиотечного сервиса, рекламы.
Конец ХХ и начало XXI века в библиотечную практику активно входят новые носители информации, технические средства и технологии (копирование документов и компьютеризация библиотечных процессов). Открываются новые возможности предоставления информации каждому человеку в любое время и с любой библиотеки мира. Активно расширяется информационное пространство и одновременно уменьшается время доставки библиотечных материалов.

Лукин О.А.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕЧАТНОЙ КНИГИ

Первые печатные книги в художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис — изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный; начало страницы и каждый раздел текста оформлялись заставками (гравюрами).
Выдающимся памятником типографского искусства книги является художественное убранство Ивана Федорова (1564), которое состоит из 1-го фронтисписа, 48 заставок, 22 буквиц и 54 рамок одинакового рисунка. Оформление изданий Ивана Федорова служило образцом для русских, белорусских, украинских печатников.
Существенные изменения в оформлении печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлением первых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрирования изданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московского печатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшему издавать книги светского содержания. В 1634 году им был выпущен первый в Москве «Букварь языка словенска». В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (первое издание в России по военному делу). На рубеже XVII-XVIII веков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа. Лучшим из них считается знаменитый «Лицевой букварь Кариона Истомина».
Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки. Большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарного характера – (исторические, по словесности) не иллюстрируются. В качестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения (линейки, точки, и звездочки). Также начинается выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов и изданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которых осуществляла Гравировальная палата Академии наук. Одним из лучших изданий подобного рода считается «Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования императрицы Елисаветы Петровны еже бысть вшествия 28 февраля коронования 25 апреля 1742 года». Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка — небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением), помещаемое на титульных элементах книги, начальных и последних страницах. Главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или «виньеточным», наборным или целиком гравированным. В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками и появляется двухцветная глубокая печать.
XIX век современники называли «веком иллюстрированной книги». На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация — реалистическая картинка, тесно связанная с текстом. Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине XIX века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты и модные картинки. Однако начиная с 30-х годов XIX века, вводится иллюстрирование обложек литографиями. Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания «Об общественном призрении в России», нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге организации «Общество поощрения художников», видевшее свою основную цель в развитии в народе «вкуса к изящному» и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий общества является альбом «Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей». Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии — хромолитография. Начиная с 1870-х годов, хромолитография с одинаковым успехом использовалась как для роскошных, так и для самых дешевых изданий. В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Во второй половине XIX века делаются попытки дифференцировать художественное оформление книги в зависимости от вида и типа издания, его целевого и читательского назначения: складываются особенности переплета научной, учебной, художественной и детской книги, определяются основные способы воспроизведения иллюстративного материала. Например, для детских книжек, изданий альбомного характера и изданий для народа применялись преимущественно литография и хромолитография, а для изданий художественной литературы — торцовая ксилография. Научная и учебная книги этого периода были лишены иллюстраций. В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Появляется фототипия — получение репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала. Также появляются автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения.
На рубеже XX века в книжном производстве на смену фотолитографии приходит офсет, позволивший резко увеличить тиражи книг, повысить качество репродуцирования и обеспечить исключительную мягкость и точность в передаче полутонов и оттенков.

Лукин О.А., Кадочника М.С.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Первые университеты возникли в 12-м веке — частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей — специалистов по философии, римскому праву и медицине. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись диспуты и публичные споры. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).
Самым ранним университетом средневековой Европы был — Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы.
Параллельно с ним свое развитие начал Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Он был основан в 1088 году. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, который читал для широкой аудитории римское право. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещевое право, четко сформулировано понятие частной собственности. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.
В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии – Милан. В этом же году он издал закон, по которому: А.Брал под свое покровительство тех, кто «путешествует ради научных занятий».
Б.Болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи. Эти привилегии усилили приток слушателей. К началу 13-го века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади.
Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям – школярам – «подготовишкам». Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями.
В 13-м веке возникает Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одного из таких конфликтов в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там учредили новый университет (Кембриджский). Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием «Оксбридж». Здесь большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова «коллегия»), где студенты не только учились, но и жили.

Лукин О.А.